На «Точке Сборки» вы можете получить консультацию по общению и взаимодействию с ребенком; узнать,
как улучшить взаимоотношения с ним; как справиться с детской ревностью, и как разговаривать с ребенком так, чтобы он Вас слышал. Консультацию Вы можете получить тут.
Кроме того, здесь Вы можете узнать, как правильно подготовить ребенка к школе, и записать дошкольника на соответствующие развивающие занятия по подготовке к школе.
А теперь – подробнее о подготовке к школе.
Развивающий курс для подготовки к школе.
Выбор программы
При работе в детском саду передо мной стояла задача подготовки детей старших групп к школе. И вопрос, знакомый любому родителю дошкольника – как выбрать наилучший курс?
Как правило, в подобные программы традиционно включают обучение письму,
чтению (Жукова Н.С, Косинова Е.М., Колесникова Е.В. и др.), синтаксическому разбору и счету,
а также формирование математических представлений (Е.В. Колесникова, Г.Е Сычёва, Л. Г Петерсон и др. ).
Значительная часть реализуемых курсов предлагает сделать еще проще: в качестве подготовки просто продублировать программу первого класса!
• Действительно ли детям-дошкольникам нужно именно это для развития познавательных процессов?
• Соответствует ли это фактическим потребностям ребенка 5-6 лет, или же для формирования необходимых навыков требуется нечто иное?
• Действительно ли «готовый к школе» ребенок должен уметь читать и писать, или же ему требуется уметь кое-что другое?
• А главное: обеспечит ли дубляж школьной программы успешное обучение в первом и последующих классах?
А что вообще такое – ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?
К.Н.Поливанова говорит следующее:
«Школьник должен уметь подчинять свое поведение определенной цели (не только интересной),
действовать по правилу, контролировать свое поведение, уметь действовать со знаками и символами».
А также в полной мере реализовывать основную и главную задачу дошкольного возраста: ИГРУ. Игровую деятельность во всех ее проявлениях.
Способна ли программа первого класса дать ребенку названные навыки и умения? Очевидно – нет.
И нужно ему совсем другое, а именно – развитие его познавательных процессов – вот этих:
• образное мышление,
• словесно-логическое мышление,
• речь;
• внимание;
• воображение,
• анализ.
Соответственно, в ходе подготовки к школе ребенок должен овладеть следующими навыками и умениями:
• произвольность (умение управлять своим поведением);
• понимание причинно-следственных связей (что после чего бывает, что почему произошло);
• умение сравнивать, выделять общее и отличное (яблоко и помидор оба круглые, но один – фрукт, а другой - овощ);
• умение полно и четко выражать свои мысли (развернутые предложения, богатый активный словарь);
• понимание переносного смысла простых пословиц и обобщений («назвался груздем – полезай в кузов» - «если вызвался - делай»);
• создание системных представлений о мире людей и природы (знание о смене времен года, о профессиях родителей и других людей, о различиях между дикими и домашними животными, пространственные представления, представления о форме, величине, цвете и т.д.);
• умение действовать по правилу и по образцу (понимать правило, удерживать его на протяжении всего задания, понимать свойства образца и повторять его);
• умение работать с символами, понимать и удерживать их смысл, произвольно запоминать информацию с их помощью.
Учит ли этому программа первого класса? – нет.
Развивает ли она познавательные навыки ребенка, или же только готовит его к тем заданиям, которые ему предстоит вскоре решать,
игнорируя при этом другие сферы? – нет, не развивает. Только готовит к конкретным заданиям, без учета других направлений.
Именно поэтому программы, делающие акцент на обучении, приближенном к школьному, зачастую дают весьма кратковременный результат.
Ребенок может демонстрировать успевание при начале обучения, и резко снижает свою успеваемость к концу первого – началу второго класса.
Это будет свидетельствовать о том, что познавательные и личностные процессы ребенка не развиты необходимым образом, и требуемых для успешного обучения основ у ребенка еще нет.
Почему я написала свою программу
Именно потому, что считала и считаю важным реализовать все необходимые задачи такого курса, адресованного дошкольникам.
Т.е. не учить программе первого класса, а развивать познавательные процессы ребенка. Поэтому я старалась включить в свою программу именно те занятия, которые доступны, интересны, а главное – способны развивать дошкольника, готовить его к самостоятельному учению, работе с информацией, организации своей учебной деятельности.
Моя программа составлена таким образом, что развивает именно психические функции ребенка, его познавательные процессы, а не натаскивает его на конкретные навыки, которые он и так освоит в первом классе.
В процессе игровых заданий, снабженных интересными для ребенка рисуночными и игровыми материалами, ребенок научится анализировать, классифицировать предметы, объединять и отделять по заданному признаку, сравнивать, выделять главное, делать простые умозаключения, действовать по предложенной схеме-алгоритму. А самое главное – получит опыт победы над заданием, собственной успешности и умелости, что является особенно важным для дошкольника и для его мотивации к школьной деятельности.
При создании курса мной использованы материалы О.В. Хухлаевой, К.Н. Поливановой, С.Н. Костроминой, М.В. Ильиной, С.Д. Забрамной, Ю.А. Костенковой и др.
Как проходят занятия. Организация.
• перед началом развивающего курса я провожу диагностику, чтобы подобрать оптимальную программу именно для Вашего ребенка, заранее выяснив его сильные стороны, и те сферы, которым надо уделить наибольшее внимание;
• занятия проводятся индивидуально или в малых группах (не более трех человек);
• для оптимальной подготовки курс должен длиться 6 или 12 месяцев, и варьируется в зависимости от актуальных знаний и умений ребенка;
• занятие занимает 45 минут, и проводится дважды в неделю;
• занятия проходят в дневное или вечернее время по договоренности, а также могут быть проведены у Вас дома в удобное время;
• если ребенок занимается в группе, одно занятие выходит дешевле;
• на дом даются домашние задания игрового характера, они выполняются ребенком устно или в виде рисунков.
Также Вы можете обратиться ко мне
только для диагностики готовности
Вашего ребенка к школе.
По результатам среза Вы получите комплексную информацию
о познавательных процессах Вашего ребенка и рекомендации
для занятий дома (если это требуется).
Если вы хотите записать ребенка на развивающие занятия или прояснить условия, воспользуйтесь любой обратной связью со страницы "Контакты".
|